Гоночные велосипеды
Как свидетельствует статистика, в
1980 г. мировой парк велосипедов составил свыше 315 млн. единиц. На
сегодняшний день в мире выдано свыше 15 тыс. патентов на
велоконструкции. Такое обилие велопродукции несомненно удовлетворяет
запросы населения на велосипеды как средство передвижения,
транспортировки, отдыха, туризма и спорта. Поэтому классификация
велосипедов достаточно сложна.
К наиболее распространенному классу относится дорожный велосипед в
мужском и женском исполнениях общего назначения для езды на работу, в
магазин, для прогулок и местного туризма. В этот класс входит большая
группа велосипедов транспортного назначения с багажниками различной
конструкции, прицепными дележками и в трехколесном исполнении. Велика
номенклатура детских и подростковых велосипедов самых разнообразных
конструктивных решений. Большой популярностью в настоящее время
пользуются складные велосипеды уменьшенных габаритных размеров.
Спортивные туристские велосипеды являются следующей ступенью развития
дорожного велосипеда. Они обладают улучшенными ходовыми качествами,
надежностью и удобством эксплуатации. Эта категория велосипедов
выпускается только в мужском исполнении.
Гоночные велосипеды — наиболее многочисленный класс. Они подразделяются
на три самостоятельные категории: шоссейные, трековые и кроссовые.

Шоссейные велосипеды имеют свободный ход, оснащены
системами тормозов, переключения скоростей и рядом атрибутов,
характерных для гоночного велосипеда. Рама имеет несколько увеличенную
базу (расстояние между осями колес). Колеса крепятся к раме с помощью
эксцентриковой системы, цепной привод имеет до 20-ти и более передач,
десять из которых переключаются с помощью заднего переключателя
скоростей и две с помощью переднего переключателя. Шатуны оснащены
контактными педалями которые с начала 90-х годов пришли на смену
туклипсам. Тормозная система в виде колодочных тормозов действует на
оба колеса, она приводится от тормозных рычагов, смонтированных на
руле.
Характерными по назначению и конструктивному исполнению атрибутами
шоссейного велосипеда для групповых гонок являются седло, бачок для
питья, насос и однотрубки.
Шоссейные велосипеды для темповых гонок в современном исполнении
несколько отличаются от велосипедов, предназначенных для групповых
гонок. Это наблюдается в ряде случаев в последние годы. Так, гонщики
стали использовать с 1982 г. велосипеды особой компоновки, для которой
характерны новая система крепления руля (непосредственно к коронке
передней вилки), специальный изгиб этого руля, использование колес с
минимально допустимым числом спиц и отсутствие вспомогательных
атрибутов (бачков, насоса и т. д.). Одним словом, эта категория
предусматривает возможность использования обычного шоссейного
велосипеда с некоторыми переделками в плане его облегчения для темповых
и командных шоссейных гонок с раздельного старта.
 Трековые велосипеды
не имеют свободного хода и тормозной системы, выполнены с укороченной
базой, оснащены облегченными колесами, однотрубками и системой цепной
передачи. Эта категория велосипедов подразделяется на велосипеды для
спринтерских, темповых и лидерских гонок. Первые две группы внешне
трудно различимы, за исключением параметров установки седла и руля,
однако существенно отличаются по параметрам базового расстояния,
отдельным размерам и динамическому качеству рамы. Третья группа
трековых велосипедов для лидерских гонок имеет принципиально
отличающуюся компоновку рамы: вилка изогнута назад, уменьшен диаметр
переднего колеса, специальная конструкция однотрубок, специфическая
установка седла и руля. Все это позволяет приблизить гонщика к лидеру и
улучшить аэродинамическое качество системы «лидер—гонщик».
 Кроссовые велосипеды
— обычные шоссейные гоночные велосипеды, переоборудованные для кросса.
Специфика такого переоборудования зачастую состоит в изменении
положения седла и руля, в изменении передаточных отношений
(рекомендуется диапазон соотношений цепной передачи от 24x42 до 14x48),
в использовании колес повышенной прочности и однотрубок увеличенной
массы (0,5 кг и выше).
|