Первому советскому велосипеду стукнуло 85
Первому
советскому велосипеду исполнилось 85 лет. Выпускать его начали на
Харьковском велозаводе, тогда запчасти покупали в Англии, расплачиваясь
золотом. В середине 20 века харьковские конструкторы создали
собственную модель. За полвека с конвейера сошли сотни видов
двухколесных машин - от детских - до элитных спортивных, на которых
ставили мировые рекорды.
В 1915 году Рижский
завод Лейтнера эвакуировался в Харьков. После революции и первой
мировой войны на его базе развернули производство велосипедов. Вот он -
первый советский велосипед «Украина», неказистый и крепкий, пишут Подробности.
«По прочности, если
он столкнется с нашей техникой, с троллейбусом, то троллейбус
пострадает скорее, чем сам велосипед. Настолько прочность его хороша»,
- рассказал Виктор Смигунов, бывший начальник лаборатории эстетики
Харьковского велозавода.
Энтузиазм 20-х
сменился кропотливой работой ученых-конструкторов в 50-х. Илья Бергман
на этом заводе с юных лет. Сначала приходил к отцу посмотреть как
собирают двухколесные машины. Потом вырос и стал
спортсменом-велосипедистом, а позже - конструктором. Он создал десятки
моделей. Вспоминает, как перед московской Олимпиадой инженеры
разработали собственный спортивный велосипед для сборной Союза. Впервые
- полностью из отечественных деталей.
«Уже вот она,
Олимпиада-80. И мы начали делать велосипеды, а фирма «Рено» эти трубки
не захотела нам продавать. Ну я убеждаю делать из своих труб. Все
накинулись на это дело. И решили. И мы сделали из наших труб велосипеды
«Москва-80». И они до сих пор ездят», - рассказал Илья Бергман, бывший
конструктор КБ «Велостроения».
Впоследствии этот
элитный спортивный велосипед назвали «Тахион». На нем ставили мировые
рекорды, а стоил он почти как автомобиль - 4 тысячи рублей. Были разные
модели для шахтеров, для почты и для продавцов мороженого. Закончилась
конструкторская эра веломобилями и титановым велосипедом. Доверили
мастерам даже суперсекретный проект - колеса для первого советского
лунохода.
Современные любители
старых велосипедов создали собственную субкультуру. В шутку называют
себя крокодиловодами. Покупают и ремонтируют старенькие «Украины» и
«Старты». Получается и надежнее, и дешевле импортных.
«В принципе, здесь
из современного, наверное, только обода. Ну и цепь тоже современная.
Педали - там звездочки, вилка - все остальное, включая руль и тормоза,
это вот старое советское», - отметил программист и «по
совместительству» Михаил Калужинов.
Но с каждым годом велосипедов выпускают все меньше. Завод не выдерживает конкуренции с китайским производством.
Желающих пересесть на
велосипед становится все больше. Но отправиться в путешествие по
городским магистралям отважится не каждый. Дороги мегаполисов для
велосипедистов не приспособлены.
|