Велотриал
История
велотриала насчитывает всего около тридцати лет, что не помешало этому
зрелищному виду спорта обрести миллионы поклонников по всему миру. На
рубеже 70-х, 80-х годов прошлого века многие спортсмены, занимающиеся
мототриалом, задумались над тем, что для тренировок и оттачивания
техники мотоцикл подходит не всегда, а для детских секций так и вообще
противопоказан. Решили использовать для этих целей велосипед. Мало кто
думал тогда, что велотриал наберёт такую популярность, что многие
профессиональные спортсмены из мира мототриала пересядут на велосипеды,
которые с течением времени из немудреных аппаратов превратятся в место
средоточия самых высоких технологий. Кто есть кто
Условно триал можно разделить на трюковой и спортивный. Сущность
спортивного велотриала — преодоление искусственной или природной трассы
за максимально короткое время с минимально возможным количеством
штрафных баллов. Всю трассу на одном дыхании пройти просто невозможно,
поэтому её делят на секции (обычно 6 — 10). На прохождение каждой
секции спортсмену выделяется лимит времени, за превышение которого в
Европе, например, спортсмена снимают с участка, у нас же лишь начисляют
дополнительные штрафные баллы. Основное правило на трассе — не касаться
её элементов ничем, кроме колёс велосипеда. За каждое касание ногой
начисляется один штрафной балл, если участник соревнований набрал пять
баллов — его снимают с секции. Касание трассы руками или падение
наказываются сразу пятью штрафными баллами, что автоматически означает
проваленный этап. На прохождение каждой секции в России регламентом
предусмотрено три минуты, в Европе — лишь две с половиной.
В целях увеличения зрелищности организаторы стараются делать трассу как
можно более сложной, поэтому бывает, что пройти секцию без штрафных
баллов просто невозможно. Если мы говорим о природном ландшафте, то
трассу прокладывают в труднопреодолимых местах, например, на склонах
крутого заросшего оврага. А для пущего азарта размечают её красными
лентами, да так, что в самом широком месте не наберётся и полуметра. В
Европе устроители любят загнать участников на горную речку или на
водопад, и тогда цена ошибки возрастает многократно, ведь если вы
промахнулись на несколько сантиметров на сухом препятствии — это одно,
а на мокром камне — совсем другое, скольжение может начаться в самый
непредсказуемый момент, и тогда здравствуйте, холодные воды, надежда на
победу — прощай.
Создатели
же искусственных трасс поистине не ограничены в своём творчестве ничем
кроме своей фантазии. В ход идет практически всё: от покрышек БЕЛАЗа и
катушек от телефонного кабеля до пустых железных бочек и различных
железобетонных конструкций. На таких трассах на первый план выходит
виртуозное владение велосипедом, чувство равновесия и, конечно,
безукоризненная техника. Здесь спортсмен может применить и некоторые
приёмы из трюкового триала.
Обычно, на всех крупных соревнованиях строят трассы разной сложности:
новичок, мастер, эксперт. Делается это для того, чтобы привлечь в
профессиональный спорт новых людей, чтобы любой желающий попробовал
свои силы (кто знает, вдруг с первого раза получится), наконец, для
того, чтобы повысить личную заинтересованность зрителей в происходящем.
Трюковой триал — уже совсем другая история. Здесь ценится не столько
скорость и отсутствие ошибок, сколько эстетическая сторона дела.
Спортсменам начисляются баллы в зависимости от сложности исполненного
элемента и чистоты его исполнения. Многие, кто видят соревнования в
первый раз, говорят: "этого не может быть, это противоречит законам
физики!" Езда на одном колесе, различные прыжки и умопомрачительные
пируэты на трамплине — всё делается с такой лёгкостью, что невольно
думаешь, что ребята парят, летают, словом, не от мира сего. На самом
деле, за кажущейся лёгкостью стоят долгие месяцы упорных тренировок,
бесконечная череда падений и мелких травм. Для того, чтобы освоить
минимальный набор трюкового триала, нужно как минимум полгода
ежедневных тренировок.
Инвентарь
Но тренировки тренировками, а без соответствующего велосипеда ничего не
добиться. Я не буду сейчас вдаваться в конструктивные тонкости
профессиональных моделей, цены на которые легко перешагивают
полуторатысячный рубеж вечнозелёных бумажек, скажу лишь, что для людей,
решивших попробовать на себе, что такое велотриал, такая покупка —
неоправданное излишество. С чего вы взяли, что у вас всё обязательно
получится? Может, вам уже через месяц разонравится, и будет ваш
навороченный велик пылиться на балконе, в гараже, на даче, да и бог его
знает, где ещё. Ведь для дорожных прогулок он не предназначен, на
профессиональных моделях и сидений-то нет.
Для тех, кто хочет попробовать или удивить друзей-знакомых, вполне
подойдёт и обычный велик для маунтинбайка (горный велосипед), только
чтобы он отвечал нескольким требованиям, главное из которых — тормоза.
Они должны быть мощными, читай — дисковыми, гидравлическими, без них
многие триальные элементы перекочуют если не в когорту невыполнимых, то
в группу изрядно портящих жизнь, точно. Затем резина, широкая и
высокая. Многие трюки намного легче выполнять на приспущенных шинах, и
если ваша покрышка имеет излишне низкий профиль — будете регулярно
биться ободом о что ни попадя, и как результат — наставите на колёса
восьмёрок и прочей пакости. Рама — прочная и низкая. Это уже банальная
забота о вашем здоровье, поверьте, падений не избежать, а каждый раз
встречаться с жесткой рамой местом, где туловище уже заканчивается, а
ноги только начинаются — весьма неприятно.
И последнее — вес, чем он меньше, тем лучше. Форма руля, сиденья,
количество передач и амортизаторов... Главное, чтобы вам было удобно.
На сегодняшнем рынке вполне адекватный экземпляр можно подобрать за 300
— 500 условных денег.
Только не начинайте ваши спортивные изыскания без соответствующей
экипировки. Минимальный набор из шлема, налокотников, наколенников и
перчаток если и не спасёт вам жизнь, то от многих лишних травм
убережет. Ведь порой даже смотреть страшно, как компания тинэйджеров
лет пятнадцати с упорством обреченных штурмует какой-нибудь бетонный
блок высотой в метр. Хорошо, если дело заканчивается только парой
разбитых коленок.
После того, как вы оседлали два колеса, вы уже — полноправный участник
дорожного движения, так что лучше об этом помнить, передвигаясь из
пункта А в пункт Б. Ну, а если вы уже всё для себя решили, то: ни
гвоздя, ни колеи! И да не откажет вам вестибулярный аппарат!