Износ привода велосипеда.
В процессе эксплуатации велосипеда изнашиваются все узлы привода - цепь, кассета и система (блок передних звездочек).
Но износ каждого узла имеет свои неповторимые особенности.
Кассета.
Определить износ звездочек можно по форме зубьев. Поскольку цепь в
процессе езды воздействует только на заднюю сторону каждого зуба,
изнашивается
именно эта сторона. На новой звездочке каждый зуб имеет заднюю сторону
более крутую, чем переднюю. В процессе износа передняя сторона остается
без
изменений, а задняя понемногу "расплющивается" и "съедается" цепью, и
при этом становится более пологой. Обычно ресурс кассеты - порядка
10000-15000 км, хотя он сильно зависит от класса оборудования, и от
стиля катания. Когда зубья сильно изношены, при активном педалировании цепь начинает проскакивать, особенно на маленьких звездочках.
|
Система.
Система изнашивается примерно так же, как и кассета - меняется форма
зубьев. При сильном износе цепь начинает проскакивать на передних
звездочках. Ресурс системы достаточно велик,
(она может работать и 20000-25000 км), но сильно изношенная цепь
загубит ее раньше.
|
Цепь.Цепь обычно служит меньше, чем кассета -
порядка 4000 км.(опять же, ресурс сильно зависит от условий катания).
Износ цепи проявляется в том, что она "вытягивается". То есть если
положить рядом цепь со стажем и новую, то при одинаковом количестве
звеньев старая цепь будет длиннее (конечно, в натянутом состоянии).
Сверху - новая цепь. Снизу - цепь прошла 1600 км. Видно, что сегменты старой цепи несколько длиннее.
Вытягивание цепи обусловлено не физическим удлинением
ее пластин, а износом осей звеньев, то есть цепь как бы разбалтывается.
Но все равно это приводит к тому, что меняется расстояние между
звеньями, и в конце концов появляется несоответствие между длиной звена
цепи и расстоянием между зубьями звездочки. Поэтому сильно изношенная
цепь начинает очень
быстро изнашивать кассету и систему.
В англоязычной литературе описан простой способ определения степени износа цепи, пригодный для всех моделей горных и шоссейных
велосипедов (кроме разве что совсем антикварных)
Для определения износа надо измерить длину 24 сегментов цепи
Измерять можно обычной линейкой или рулеткой, не снимая цепь с
велосипеда. В этом случае измерения проводят на верхней половине цепи,
когда она слегка натянута.
Поскольку один сегмент цепи имеет длину 1/2 дюйма, длина 24
сегментов должна составлять 12 дюймов, или один фут, или, если
по-русски - 304.8 мм.
Измерять надо расстояние между центрами первой и 25-й осей.
Результаты измерения -
- 304,8- Новая цепь.
- 304,8-306,4 мм - Цепь в норме.
- 306,4-307,9 мм -
Цепь изношена. Если ее заменить сейчас, то поначалу возможны небольшие
проблемы из-за несоответствия шага новой цепи и старых звездочек. Через
некоторое время цепь и звездочки должны приработаться
друг к другу..
- 307,9 мм или больше - Цепь сильно
изношена, кассета и система- скорее всего, тоже. Если заменить только
цепь, то процесс приработки может затянуться. Лучше поменять кассету и
систему вместе с цепью.
Можно, конечно, накатать 10000 км, ничего не делая ни с кассетой,
ни с цепью, ни с системой. Но если на изношенную кассету поставить
новую цепь, то начнутся проблемы из-за разного шага цепи и кассеты, и
потребуется некоторое время на то, чтобы они приработались друг к
другу. А
сильно изношенная кассета и вовсе не будет нормально работать с новой
цепью, равно как сильно изношенная цепь "съест" новую кассету и систему.
Поэтому первое правило - если привод износился сильно, то меняем все сразу - кассету, цепь, систему, а не по частям.
Есть мнение, что можно, не дожидаясь сильного износа, приобрести
две или три цепи, и менять их по кругу, через 1000-1500 км. Тогда
цепи и звездочки будут изнашиваться равномерно.
С другой стороны, разные звездочки изнашиваются по-разному.
Естественно, ваши любимые звездочки будут изнашиваться быстрее, чем
остальные, поэтому о равномерности износа в этом случае говорить не
приходится.
Что посоветовать в каждом конкретном случае? Это зависит от вашего стиля катания и от его интенсивности.
Если велосипед вы катаетесь только по двору или парку, и его пробег
измеряется парой сотен километров в сезон, то очевидно, его износ в
течение ближайших десяти лет вам не грозит.
А для тех, кто катается много и часто, можно попробовать менять цепи по кругу.
Информация предоставлена Компаниец Максимом, www.bike-repair.narod.ru
|