Тормозные системы
Тормоза - очень важный элемент маунтинбайка. И тем больше их значимость, чем в более агрессивном стиле ездит конкретный байкер.
Тормоза мы будем рассматривать совместно с тормозными ручками- они составляют неразлучное звено.
Естественно, нет смысла говорить о кантеливерных тормозах- это прошлый век. Речь пойдет о классах V- brake и гидравлике.
Для кросс- кантри, параллельного слалома и туризма применяются
следущие типы тормозов: кантилеверы(отмирающий тип), V- brake,
"ободные" гидравлические, механические дисковые и гидравлические
дисковые.
Самые дешевые тормоза V- brake с ручками обойдутся в 30 $ (
простейшая модель Tektro). Для классического неторопливого туризма эти
тормоза вполне подойдут, как и
для простых однодневных походов или дачных "покатушек".
Для более серьезных походов разумным компромиссом будут тормоза класса STX-RC (60 $ за тормоза с тормозными ручками).
Они гораздо лучше регулируются и работоспособны в достаточно суровых условиях.
Начиная с группы LX тормоза имеют механизм параллельного прижатия
колодок, что увеличивает эффективность торможения и уменьшает износ
тормозных колодок.
Тормоза LX с тормозными ручками обойдутся в 114 $, а уровня XT- 163
$(обладают увеличенным тормозным усилием и выглядят очень эффектно).
Это надежные и мощные тормоза, которые часто используются в условиях
кросс- кантри,
параллельного слалома и спортивными туристами. Также они лучше работают
зимой, а XT даже более дешевы в эксплуатации благодаря отдельно
заменяемым тормозным накладкам.
Многие байкеры считают тормоза XT 1999-2001 модельных годов лучшими тормозами типа V- brake.
Недостатком всех классических типов тормозов является износ ободов колес, что ярко проявляется в дождь на грязной дороге
при агрессивном стиле езды. На кросс- кантри по грязным трассам к концу гонки на тормозах
невысокого класса колодки стираются до металла и начинают жестоко терзать обода. Более высококлассные
V- brake держатся значительно дольше, но и они в этих условиях изнашивают обода. Конечно- за пару соревнований
с ободами ничего не случится, но регулярный "фрирайд по жиже" приведет через несколько месяцев к
необходимости замены ободов (степень "выносливости" обода также сильно зависит от его класса).
Очень высок износ колодок и ободов также в сложных горных походах на спусках с "грязных"
перевалов.
Сегодня в мир хардтейлов широким фронтом вторглись
гидравлические тормоза, ранее использовавшиеся только для даунхилла.
Наиболее распространенными являются гидравлические тормоза фирмы
Magura. Модель HS 33 Tomac устанавливаются, как и обычные тормоза, на
обода и стоят 220 $ за комплект.
Дисковые кросс- кантрийные тормоза HS 55 Louise обойдутся в 370 $.
Также гидравлические тормоза делают фирмы Shimano ( с 2000 года), CODA, Formula, Hayes, Hope и ряд других.
Большую популярность у триальщиков приобрела модель Magura Tomac.
При достаточно приемлемой стоимости эти тормоза
обеспечивают очень мощное и надежное торможение. Кроме того- не нужно
менять колеса (а часто и раму с вилкой), как в случае с дисковыми
тормозами, а эффективность по сравнению с V- brake среднего класса
гораздо выше. Magura Tomac может с успехом использоваться для
спортивных дисциплин: от кросс- кантри до фрирайда.
Гидравлические дисковые тормоза имеют весь спектр преимуществ:
работоспособность в любых условиях (вода, грязь, снег, песок и т.д.),
мощное и надежное торможение на любых скоростях,
плавное нарастание тормозного усилия, длительная уверенная работа без
регулировки и отсутствие износа ободов (что очень важно в
условиях агрессивного туризма, в горах, спортивных дисциплинах).
Сегодня гидравлические дисковые тормоза находят применение практически везде: от кросс- кантри до даунхилла.
Из наиболее доступных и надежных моделей следует отметить популярную Magura Louise и Shimano XT (гидравлические).
В комплекте с втулками они обойдутся в 350- 400$.
№1 среди производителей дисковых гидравлических тормозов является фирма Hope. Это гораздо более
дорогие тормоза высочайшей надежности и качества изготовления, доступные только состоятельным
людям, понимающим толк в технике.
Любопытным компромиссом являются механические дисковые тормоза (RST и других фирм). В такой конструкции
колодки приводятся в действие обычным тормозным тросиком. При этом сохраняются многие преимущества
гидравлики при относительно невысокой стоимости самих тормозов. Но, как любому компромиссному решению, этому
типу тормозов присущи некоторые недостатки V- brake: меньшая мощность торможения и забивание
со- временем грязью тормозных рубашек.
В последние два года отмечается тенденция многих фирм устанавливать на байки только передний
дисковый тормоз, а сзади- классический ободной. Это делается ввиду того, что торможение
передним тормозом требует хорошей плавности и чувствительности, которую не всегда могут
обеспечить V- brake.
Однако на топовых моделях всех фирм верно правило: если решено использовать дисковую гидравлику,
то она ставится на оба колеса.
Рассмотренные дисковые тормоза легко и непринужденно помогут
остановить груженый тяжеленным велорюкзаком байк на горном серпантине и
вселят уверенность в любителя экстремальных гонок
по бездорожью. Недаром профессиональные гонщики кросс- кантри все чаще
стали отдавать предпочтение дисковым гидравлическим тормозам. За ними-
будущее.
Информация предоставлена Алексеем Кавелиным, veloroad.spb.ru
|