Велосипедные спицы
Спицевой набор в велосипедном колесе выполняет
вполне определенную роль - он служит для сборки втулки с ободом колеса.
Спицы должны обеспечивать достаточную жесткость колеса в целом, его
прочность и, в тоже время, некоторую амортизацию, дополняющую
амортизацию велосипедных шин. Кроме того, спицы должны немного
пружинить еще и для того, чтобы возникающая при ударах нагрузка
равномернее распределялась по ободу, защищая его.
Кроме спиц встречаются и более экзотические варианты
соединения обода и втулки колеса. Например, в мире шоссейных
велосипедов довольно широко распространены дисковые колеса, где вместо
спицевого набора присутствуют два слоя специальной сильно натянутой
ткани, а в триатлоне, не редкостью стало применение моноблочных колес
из углепластика с 4-6 плоскими и широкими спицами-лопастями. Но
подавляющее число велосипедов все же имеет традиционные спицованные
колеса.
Ни для кого не секрет, что для того, чтобы собрать
хорошее колесо, кроме хорошего обода и втулки, требуются качественные
спиц. Кто ж не помнит те времена, когда на Туристы и Спутники ставили
низкокачественные спицы уменьшенного диаметра. Результатом были
постоянные обрывы головок спиц и, иногда, вырывание резьбовой части
спицы из ниппеля. Особенно сильно это проявлялось на груженном
велосипеде.
Детали.
В традиционном велосипедном колесе спицевой набор
обычно состоит приблизительно из трех десятков спиц. То, что называют
спицей в разговоре, на самом деле представляет собой две детали. То
есть, это собственно спица - длинный тонкий стержень с загнутым и
расклепанным концом с одной стороны и резьбовым с другой и ниппель -
гайка грибовидной формы, которая крепит спицу к ободу.
Качественные спицы в подавляющем своем количестве
изготовляются из высоколегированных (нержавеющих) сталей,
преимущественно хромомолибденовых. Наиболее дорогие варианты -
облегченные, из титановых сплавов, самые дешевые - из обычных
конструкционных сталей с поверхностным напылением никеля. Спицы могут
быть как раскатанными, так и тянутыми. Катанные (не надо путать с
катанной или паленной водкой) спицы обладают несколько худшими
характеристиками.
На прочность спицы сильно влияет тип резьбы. Она может быть нарезанной
в теле спицы или накатанной. Накатанную резьбу можно узнать по тому,
что диаметр, измеренный по вершинам резьбы, больше, чем диаметр
гладкого стержня рядом с резьбой (нижний рисунок). При нарезании
резьбы, тело спицы заметно ослабляется в зоне ее расположения, при
накатывании резьбы - тоже ослабляется, но меньше. Спицы с накатанной
резьбой оказываются заметно прочнее, в зоне расположения резьбы,
разумеется. Но накатка сложнее в исполнении, поэтому такие спицы
оказываются дороже. Примером высококачественных спиц с накатанной
резьбой являются все спицы компании DT Swiss.
Ниппели представляют собой тонкие высокие гайки грибовидной формы со
шлицом под отвертку на "шляпке" и четырьмя гранями под ключ с
противоположной стороны. Могут быть увеличенной высоты, они нужны, если
планируется установка в высокопрофильные обода (например у DT Swiss
есть модификация с высотой 16 мм и 12 мм). Самые дешевые ниппеля
изготавливаются из стали (такие брать не стоит), среднего уровня - из
бронзы (или латуни), дорогие - из алюминия. Резьба в бронзовых ниппелях
работает мягче, чем в стальных и не закисает со временем. Суть
применения алюминиевых ниппелей - снижение веса, правда, по данным DT
Swiss, всего на 40 г на пару колес.
Количество спиц и их размеры.
Количество спиц в традиционном колесе горного
велосипеда составляет 32 или 36 штук, хотя это зависит от назначения
колеса и вида спицевого набора. Иногда их может быть и меньше. На
гибридах и городских велосипедах чаще всего устанавливается 36 спиц. На
тандемах спиц может быть даже до 40 или 48!, а на шоссейных велосипедах
32, 28, 24. Снижением количества спиц достигается общее снижение веса
колеса, и, в том числе, вращающихся масс, что очень важно для езды с
частыми изменениями скорости движения, а также некоторое снижение
аэродинамического сопротивления. Количество спиц в колесе кратно 4
(есть ведущие и хвостовые слева и справа), а в случае применения
радиального спицевого набора - кратно 2.
В зависимости от размеров втулки, эффективного
диаметра обода и типа спицевого набора, необходимо применение спиц
вполне определенного размера. Причем знать его необходимо не только для
сборки нового колеса, но и для замены выбитых или порванных спиц.
Сейчас выпускается широкий набор спиц с шагом по длине между соседними
размерами в 1-2 мм. Номинальная толщина обычных спиц составляет
1,6...2,3 мм. Таблица соответствий метрических размеров и размеров,
принятых в качестве стандарта в США, приведена ниже.
Диаметр
| Диаметр (gauge)
|
2.3 мм |
13G |
2.0 мм |
14G |
1.8 мм |
15G |
1.6 мм |
16G |
1.5 мм |
17G |
1.3 мм |
18G |
1.2 мм |
19G |
Так как в большинстве случаев фланцы передней втулки
симметричны, а задней многоскоростной асимметричны и могут иметь разные
размеры, то на велосипеде с одинаковыми ободами и втулками одной группы
обычно присутствуют спицы трех размеров: на переднее колесо, на заднее
справа, на заднее слева.
Методы снижения веса.
Велосипедные спицы настолько длинные и тонкие, что
могут работать только на растяжение, так как прочность на изгиб очень
мала, а для работы на сжатие у спиц не хватает устойчивости. Наибольшие
напряжения в теле спицы возникают в зоне загнутого и резьбового концов
спицы, что связано с различными ослабляющими эффектами. В средней же
части спицы, где полностью отсутствуют какие-либо концентраторы
напряжения, прочность оказывается выше. Таким образом, в средней части
спицы можно убрать часть материала для снижения веса при выравнивании
прочности спиц по концам и в середине. Иногда на загнутом конце спицы
наоборот делается дополнительное утолщение, так как головка спицы - ее
самое слабое место. Экономия материала позволяет снижать вес спиц на
два колеса примерно на 100...200 г. Спицы с переменной толщиной, это
так называемые баттированные спицы.
Кроме снижения веса, утоньшение спиц в средней их
части позволяет сделать их более эластичными, что необходимо для
дополнительной защиты обода и втулки при возникновении резких ударов от
препятствий.
Но баттированные по длине - не единственные спицы с
переменной геометрией. Существуют спицы с аэродинамическим профилем.
Концы таких спиц имеют круглое сечение, а средняя часть имеет
эллиптический или сильно уплощенный профиль.
Типы спицевых наборов.
Колесо может быть собрано с тангенциальным (точнее
полутангенциальным) или с радиальным спицевым набором. В случае
применения тангенциального спицевого набора, когда от спица идет на
перпендикулярно втулке, колесо может быть собрано в 1, 2, 3 или 4
креста, то есть спица по своей длине пересекает 1-4 спицы с той же
стороны втулки, в случае радиального, соответственно - в 0 крестов. В
чем же разница? Чем с меньшим количеством крестов собрано колесо, тем
короче спицы, а следовательно, колесо будет легче. Но в этом случае
колесо становится более жестким, но менее прочным, так как нагрузка
распределяется по ободу менее равномерно и он может легче пострадать
при ударе. К тому же колеса с радиальным набором спиц могут применяться
только там, где на оси колеса отсутствует крутящий момент, то есть
только в качестве передних колес и только в случае, если не установлен
дисковый или втулочный тормоз. Из других неприятных моментов - повышена
вероятность самопроизвольного раскручивания головок спиц за счет их
строго перпендикулярного ободу расположения. Применение радиального
спицевого набора также требует специальных втулок с прочными фланцами.
Подавляющее количество колес собирается в 3 креста.
Причины поломки спиц.
Здесь не рассматриваются случаи, когда спицы рвутся
при попадании велосипеда в огромную яму, при ударе о бревно или камень
с последующим сильным искривлением обода, а также случаи, когда спицу
выбивает попавшем в нее крепким предметом. Главной причиной поломки
спиц, которое происходит обычно в зоне головки - слабое их натяжение. В
этой ситуации спицы испытывают существенное изменение нагрузки при
вращении колеса, и происходит усталостное разрушение спицы. Также
возможна поломка резьбовой части или ее вырывание из ниппеля, в случае
использования слишком коротких спиц.
Спицевой набор в велосипедном колесе выполняет
вполне определенную роль - он служит для сборки втулки с ободом колеса.
Спицы должны обеспечивать достаточную жесткость колеса в целом, его
прочность и, в тоже время, некоторую амортизацию, дополняющую
амортизацию велосипедных шин. Кроме того, спицы должны немного
пружинить еще и для того, чтобы возникающая при ударах нагрузка
равномернее распределялась по ободу, защищая его.
Кроме спиц встречаются и более экзотические варианты
соединения обода и втулки колеса. Например, в мире шоссейных
велосипедов довольно широко распространены дисковые колеса, где вместо
спицевого набора присутствуют два слоя специальной сильно натянутой
ткани, а в триатлоне, не редкостью стало применение моноблочных колес
из углепластика с 4-6 плоскими и широкими спицами-лопастями. Но
подавляющее число велосипедов все же имеет традиционные спицованные
колеса.
Ни для кого не секрет, что для того, чтобы собрать
хорошее колесо, кроме хорошего обода и втулки, требуются качественные
спиц. Кто ж не помнит те времена, когда на Туристы и Спутники ставили
низкокачественные спицы уменьшенного диаметра. Результатом были
постоянные обрывы головок спиц и, иногда, вырывание резьбовой части
спицы из ниппеля. Особенно сильно это проявлялось на груженном
велосипеде.
Детали.
В традиционном велосипедном колесе спицевой набор
обычно состоит приблизительно из трех десятков спиц. То, что называют
спицей в разговоре, на самом деле представляет собой две детали. То
есть, это собственно спица - длинный тонкий стержень с загнутым и
расклепанным концом с одной стороны и резьбовым с другой и ниппель -
гайка грибовидной формы, которая крепит спицу к ободу.
Качественные спицы в подавляющем своем количестве
изготовляются из высоколегированных (нержавеющих) сталей,
преимущественно хромомолибденовых. Наиболее дорогие варианты -
облегченные, из титановых сплавов, самые дешевые - из обычных
конструкционных сталей с поверхностным напылением никеля. Спицы могут
быть как раскатанными, так и тянутыми. Катанные (не надо путать с
катанной или паленной водкой) спицы обладают несколько худшими
характеристиками.
На прочность спицы сильно влияет тип резьбы. Она может быть нарезанной
в теле спицы или накатанной. Накатанную резьбу можно узнать по тому,
что диаметр, измеренный по вершинам резьбы, больше, чем диаметр
гладкого стержня рядом с резьбой (нижний рисунок). При нарезании
резьбы, тело спицы заметно ослабляется в зоне ее расположения, при
накатывании резьбы - тоже ослабляется, но меньше. Спицы с накатанной
резьбой оказываются заметно прочнее, в зоне расположения резьбы,
разумеется. Но накатка сложнее в исполнении, поэтому такие спицы
оказываются дороже. Примером высококачественных спиц с накатанной
резьбой являются все спицы компании DT Swiss.
Ниппели представляют собой тонкие высокие гайки грибовидной формы со
шлицом под отвертку на "шляпке" и четырьмя гранями под ключ с
противоположной стороны. Могут быть увеличенной высоты, они нужны, если
планируется установка в высокопрофильные обода (например у DT Swiss
есть модификация с высотой 16 мм и 12 мм). Самые дешевые ниппеля
изготавливаются из стали (такие брать не стоит), среднего уровня - из
бронзы (или латуни), дорогие - из алюминия. Резьба в бронзовых ниппелях
работает мягче, чем в стальных и не закисает со временем. Суть
применения алюминиевых ниппелей - снижение веса, правда, по данным DT
Swiss, всего на 40 г на пару колес.
Количество спиц и их размеры.
Количество спиц в традиционном колесе горного
велосипеда составляет 32 или 36 штук, хотя это зависит от назначения
колеса и вида спицевого набора. Иногда их может быть и меньше. На
гибридах и городских велосипедах чаще всего устанавливается 36 спиц. На
тандемах спиц может быть даже до 40 или 48!, а на шоссейных велосипедах
32, 28, 24. Снижением количества спиц достигается общее снижение веса
колеса, и, в том числе, вращающихся масс, что очень важно для езды с
частыми изменениями скорости движения, а также некоторое снижение
аэродинамического сопротивления. Количество спиц в колесе кратно 4
(есть ведущие и хвостовые слева и справа), а в случае применения
радиального спицевого набора - кратно 2.
В зависимости от размеров втулки, эффективного
диаметра обода и типа спицевого набора, необходимо применение спиц
вполне определенного размера. Причем знать его необходимо не только для
сборки нового колеса, но и для замены выбитых или порванных спиц.
Сейчас выпускается широкий набор спиц с шагом по длине между соседними
размерами в 1-2 мм. Номинальная толщина обычных спиц составляет
1,6...2,3 мм. Таблица соответствий метрических размеров и размеров,
принятых в качестве стандарта в США, приведена ниже.
Диаметр
| Диаметр (gauge)
|
2.3 мм |
13G |
2.0 мм |
14G |
1.8 мм |
15G |
1.6 мм |
16G |
1.5 мм |
17G |
1.3 мм |
18G |
1.2 мм |
19G |
Так как в большинстве случаев фланцы передней втулки
симметричны, а задней многоскоростной асимметричны и могут иметь разные
размеры, то на велосипеде с одинаковыми ободами и втулками одной группы
обычно присутствуют спицы трех размеров: на переднее колесо, на заднее
справа, на заднее слева.
Методы снижения веса.
Велосипедные спицы настолько длинные и тонкие, что
могут работать только на растяжение, так как прочность на изгиб очень
мала, а для работы на сжатие у спиц не хватает устойчивости. Наибольшие
напряжения в теле спицы возникают в зоне загнутого и резьбового концов
спицы, что связано с различными ослабляющими эффектами. В средней же
части спицы, где полностью отсутствуют какие-либо концентраторы
напряжения, прочность оказывается выше. Таким образом, в средней части
спицы можно убрать часть материала для снижения веса при выравнивании
прочности спиц по концам и в середине. Иногда на загнутом конце спицы
наоборот делается дополнительное утолщение, так как головка спицы - ее
самое слабое место. Экономия материала позволяет снижать вес спиц на
два колеса примерно на 100...200 г. Спицы с переменной толщиной, это
так называемые баттированные спицы.
Кроме снижения веса, утоньшение спиц в средней их
части позволяет сделать их более эластичными, что необходимо для
дополнительной защиты обода и втулки при возникновении резких ударов от
препятствий.
Но баттированные по длине - не единственные спицы с
переменной геометрией. Существуют спицы с аэродинамическим профилем.
Концы таких спиц имеют круглое сечение, а средняя часть имеет
эллиптический или сильно уплощенный профиль.
Типы спицевых наборов.
Колесо может быть собрано с тангенциальным (точнее
полутангенциальным) или с радиальным спицевым набором. В случае
применения тангенциального спицевого набора, когда от спица идет на
перпендикулярно втулке, колесо может быть собрано в 1, 2, 3 или 4
креста, то есть спица по своей длине пересекает 1-4 спицы с той же
стороны втулки, в случае радиального, соответственно - в 0 крестов. В
чем же разница? Чем с меньшим количеством крестов собрано колесо, тем
короче спицы, а следовательно, колесо будет легче. Но в этом случае
колесо становится более жестким, но менее прочным, так как нагрузка
распределяется по ободу менее равномерно и он может легче пострадать
при ударе. К тому же колеса с радиальным набором спиц могут применяться
только там, где на оси колеса отсутствует крутящий момент, то есть
только в качестве передних колес и только в случае, если не установлен
дисковый или втулочный тормоз. Из других неприятных моментов - повышена
вероятность самопроизвольного раскручивания головок спиц за счет их
строго перпендикулярного ободу расположения. Применение радиального
спицевого набора также требует специальных втулок с прочными фланцами.
Подавляющее количество колес собирается в 3 креста.
Причины поломки спиц.
Здесь не рассматриваются случаи, когда спицы рвутся
при попадании велосипеда в огромную яму, при ударе о бревно или камень
с последующим сильным искривлением обода, а также случаи, когда спицу
выбивает попавшем в нее крепким предметом. Главной причиной поломки
спиц, которое происходит обычно в зоне головки - слабое их натяжение. В
этой ситуации спицы испытывают существенное изменение нагрузки при
вращении колеса, и происходит усталостное разрушение спицы. Также
возможна поломка резьбовой части или ее вырывание из ниппеля, в случае
использования слишком коротких спиц.
|