Рассмотрим
виды тормозов, используемых на велосипедах. При этом основной акцент
будет сделан на тормозных системах маунтинбайков, так как большинство
инноваций приходится именно на этот вид двухколесников. Воспользуемся
рядом характеристик, которые позволят лучше описать особенности той или
иной тормозной системы:
- Сила торможения - в комментариях не нуждается.
- Эффективность
торможения - под этим критерием понимается работоспособность тормоза в
различных условиях: дождь, грязь, снег, низкие температуры.
- Надежность
- это работоспособность тормозов в условиях длительной жесткой
эксплуатации: горные перевалы, постоянное вымачивание в грязи,
запредельные нагрузки и т.п.
- Требовательность к
обслуживанию - сложность установки и настройки тормозов, необходимость
периодической регулировки, регулярность замены комплектующих.
- Особенности - какие-либо положительные или отрицательные качества, характеризующие данный вид тормозов.
Тормоза типа V-brake.

Самый распространенный тип тормозных систем на сегодняшний день.
Несмотря на наступление по всем фронтам дисковых гидравлических систем,
ви-брейки до сих пор остаются надежным вариантом для огромного числа
любителей велосипеда. Конструкция тормозов этого типа предусматривает
крепление тормозных рычагов на раме, аналогично кантилеверным тормозам.
Тормозной тросик подводится сбоку к верхней части рычага и сжимает обе
ножки тормоза. Это простая и гениальная конструкция в качественных
тормозах дополняется картриджными колодками и системой параллельного
подвода колодок, которая обеспечивает лучшую модуляцию и долговечность
колодок.
Картриджные колодки, устанавливающиеся практически на всех тормозах
среднего и высокого класса, состоят из алюминиевой оправки и самой
колодки, которая задвигается в нее и фиксируется специальным шплинтом.
В общем случае, такие колодки работают лучше и служат дольше.
Разумеется, огромное значение здесь имеет материал колодок, который в
тормозах среднего и высокого уровня более качественен. Как следствие -
такие колодки обладают лучшими тормозными свойствами и меньше
изнашиваются.
Суть параллельного подвода колодок ясна из названия: с помощью
специальных тяг колодки на всем протяжении хода подходят к ободу без
перекоса. Такая система реализована, например, в группах LX, XT и XTR
корпорации Shimano и модели Arch Rival фирмы Avid (она имеет так
называемую арочную систему параллельного подвода колодок).
Существуют, тем не менее, тормоза V-brake высшего уровня, не имеющие
системы параллельного подвода колодок. Они почти столь же эффективны,
как системы с параллельным подводом колодок благодаря идеально
выверенной конструкции и качественным колодкам. При этом они лишены
специфического недостатка параллелок, у которых после длительной
эксплуатации колодки начинают люфтить. Примеры подобных тормозов - Cane
Creek Direct Curve 5 и Avid Titanium.
Параметры и качество торможения систем типа V-brake сильно зависит
от класса всех компонентов тормозной системы, начиная от тормозных
ручек и заканчивая тросами и рубашками.
В общем случае, тормоза типа V-brake обладают удовлетворительной
модуляцией и эффективностью, хорошей мощностью торможения и
надежностью. Они легко ремонтируются в полевых условиях и отлично
зарекомендовали себя в больших и малых походах.
Наилучших показателей на системе типа V-brake можно достичь,
используя высококачественные тормозные ручки, сами тормоза, троса и
рубашки в сочетании к керамическими ободами. Такой комплект будет очень
дорог, но является самым эффективным из всех систем типа V-brake.
Следует обратить внимание, на широкий ассортимент тормозных колодок
и картриджей к ним в модельном ряду ВВВ. Кант может предложить товар от
ВВВ на любой тип колодок.
Ободные гидравлические тормоза.

Известным и практически единственным на Российском рынке представителем
ободной гидравлики является фирма Magura. Тормоза этого производителя
широко применяются в триале, где завоевали большую популярность
благодаря своей прекрасной схватываемости.
Конструкция ободной гидравлики достаточно проста и надежна: в
тормозной ручке расположен управляющий цилиндр, который с помощью масла
в гидролинии воздействует на силовые цилиндры, связанные с тормозными
колодками.
Ободные гидравлические тормоза отличаются высокой мощностью,
надежностью и неприхотливостью. Некоторые производители комплектуют
свои туристские велосипеды тормозами такого типа, хотя в последнее
время предпочтение все чаще отдается дисковой гидравлике.
Недостатки ободной гидравлики во многом аналогичны прочим системам,
воздействующим на обод колеса. А именно: невысокая эффективность
торможения и посредственная модуляция. По последнему параметру эти
тормоза уступают системам типа V-brake высокого класса.
Ободную гидравлику, по сравнению с другими ободными тормозами,
отличает большой вес и некоторые специфические недостатки (например,
для узких ободов установка и эксплуатация системы весьма неудобна).
Ободную гидравлику можно рекомендовать людям (как правило,
молодежи), интересующимся триалом, где подобная тормозная система может
проявить себя наиболее эффективно. Также хорошим вариантом будет их
установка на сити-байке ввиду их неприхотливости и надежности. Так же
подобные тормоза востребованы среди серьезных вело-туристов.
Дисковые механические и механико-гидравлические тормоза.

Любой тип дисковых тормозов имеет следующие характерные элементы:
тормозной диск, закрепленный на втулке колеса, калипер (механизм,
обеспечивающий подвод колодок к диску) и тормозную ручку.
В механических и механико-гидравлических системах управляющий рычаг на
калипере приводится в действие посредством тормозного тросика и
тормозной ручки, совместимой также с тормозами типа V-brake.
Различия механических и механико-гидравлических тормозов в том, что
в первом случае колодки в калипере прижимаются к диску посредством
простейшего механизма (обычно это ходовой винт), а во втором калипер
подобен гидравлическим системам (состоит из управляющего и силового
цилиндра и некоторого объема масла между ними).
По сравнению с ободными системами тормозов, основные преимущества
дисковой механики заключаются в хорошей модуляции и эффективности
торможения. Существенным плюсом является отсутствие износа ободов и
независимость качества торможения от восьмерок на колесе и повреждений
обода. Дисковые механические тормоза имеют низкую цену и
ремонтопригодны даже в полевых условиях. Это позволяет успешно
использовать подобные тормоза в многодневных походах вдали от
цивилизации, где эксплуатация гидравлических систем не рациональна.
Недостатки дисковой механики вытекают из ее конструктивных
особенностей. Тормозные тросики и приводные рычаги подвержены
загрязнению, что в тяжелых грязевых условиях значительно снижает
качество торможения. Из-за растяжения тросов механические тормоза
гораздо менее чувствительны, чем их гидравлические собратья и имеют
худшую модуляцию.
Механико-гидравлические тормоза, как правило, имеют несколько лучшие
параметры торможения, но и несут в себе неизбежный недостаток - они не
столь надежны (с точки зрения ремонтопригодности в полевых условиях).
Сегодня дисковые механические тормоза широко применяются на
велосипедах среднего и даже начального уровня (обычно только на
переднем колесе) ввиду их невысокой цены и тех преимуществ, которые
дают дисковые тормозные системы.
Дисковые гидравлические тормоза.

Современный мир маунтинбайка немыслим без тормозов этого типа. Сегодня
дисковая гидравлика перекочевала даже на кроссовые велосипеды и
гибриды. Из всех дисковых тормозов, гидравлические системы наиболее
эффективны. Тенденция последних лет по снижению цен позволяет оснащать
дисковыми гидравлическими тормозами велосипеды среднего уровня, а для
маунтинбайков экстремальных серий подобные тормоза давно стали де
факто.
Конструкция данных тормозов достаточно проста и функциональна.
Расположенный в тормозной ручке управляющий цилиндр посредством масла в
гидролинии приводит в действие силовые цилиндры в калипере. Тормоза
различных фирм-производителей и моделей различаются порой весьма
существенно, однако основные конструктивные элементы присутствуют во
всех системах.
Дисковые гидравлические тормоза обладают рядом неоспоримых
преимуществ перед механическими дисковыми системами и ободными
тормозами. В первую очередь это относится к модуляции и эффективности
торможения. Им не страшны никакие погодные условия и температурные
режимы, по грязеустойчивости дисковая гидравлика также не имеет
конкурентов. Фрирайдные модели тормозов с дисками большого диаметра
обладают огромным запасом мощности, позволяющим непринужденно и
уверенно контролировать могучий даунхильный двухподвес на
многокилометровой трассе скоростного спуска. Легкие кросс-кантрийные
модели обладают великолепной модуляцией в любых условиях, дающей
выигрышные секунды на гоночных трассах и повышающие безопасность езды
по городу и в велопоходах.
У дисковых гидравлических тормозов, как и у любых тормозных систем,
есть свои недостатки. Еще несколько лет назад главным недостатком
являлась цена: сами тормоза и колеса к ним стоили немалых денег. При
переходе на диски требовалось, помимо тормозов, приобрести новые
колеса, а рама и вилка должны были иметь специальные крепления.
Сегодня, когда бюджетные модели дисковых тормозов (например, Hayes или
Shimano Deore) недороги, а крепления есть практически на любой раме и
амортизационной вилке, вопрос цены уже не критичен.
Остаются неизбежные недостатки любых дисковых систем: повышенные
требования к торсионной жесткости амортизационной вилки, плохая
ремонтопригодность в полевых условиях (это относится только к
гидравлическим и механико-гидравлическим системам), повышенные нагрузки
на спицы и обод колеса, более сложная установка и обслуживание. Есть и
чисто эксплуатационные недостатки, проявляющиеся в тяжелых грузовых
походах или в условиях спортивных соревнований. Например, сложность
установки багажника, необходимость более аккуратного обращения при
съеме-установке колес, сложность замены колес перед гонкой и еще ряд
нюансов.
Несомненно, что будущее велосипедных тормозов - именно за дисковой
гидравликой. По совокупности всех факторов у этого типа тормозных
систем есть только одна очень дорогая альтернатива - тормоза типа
V-brake высшего уровня (Shimano XTR, Avid Arch Rival) в сочетании с
керамическими ободами.
Мы рассмотрели тормозные системы, применяющиеся на современных
велосипедах. Для какого же использования оптимальны те или иные тормоза?
Если говорить о спокойном катании по городским паркам, по городу за пивом или дачным покатушкам, то подойдет абсолютно любая тормозная система даже самого начального уровня.
Для классических грузовых походов
наибольшее распространение получили простые в эксплуатации и надежные
тормоза типа V-brake. Желательно использование тормозов среднего или
высокого уровня с хорошими колодками. Городская езда и катание в свое
удовольствие за городом не доставит Вам проблем как с широко
распространенными тормозами типа V-brake, так и с дисковыми тормозами
любых типов.
Роллерные тормоза обычно устанавливаются на достаточно высокотехнологичные (и весьма дорогие) сити-байки ,
в которых применены самые последние достижения в сфере комфортных
велосипедов (умные подвески обоих колес, автоматическое переключение
передач, встроенные в переднюю втулку генераторы и пр.). Подобные
машины пока не нашли свое применение в России, хотя в развитых странах
они становятся все более популярны.
Активная езда, скоростные походы, кроссы, соревнования по кросс-кантри -
это область применения высококачественных систем типа V-brake и
дисковых гидравлических тормозов. В данном случае следует с особым
вниманием отнестись ко всем элементам тормозной системы, эффективность
которой выходит на первый план.
Триал - дисциплина, где пальму первенства
держат ободные гидравлические тормоза и мощные системы типа V-brake
(например, Shimano XT), хотя в последние годы порой можно встретить
триальные велосипеды и с дисковыми гидравлическими тормозами.
Фрирайд, скоростной спуск - это
экстремальные дисциплины, где дисковая гидравлика не имеет альтернатив.
Только мощные дисковые гидравлические тормоза смогут обеспечить
уверенное торможение и хорошую модуляцию во всем диапазоне нагрузок,
возникающих при стремительном спуске с горных вершин. |